Конференция в Московской Государственной Академии физической культуры
14-15 апреля 2022 в Московской Государственной Академии физической культуры состоялась Всероссийская Конференция с международным участием "Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в государственной политике в сфере физической культуры и спорта". Организаторы Конференции: ФГБОУ ВО МГАФК и «Федерация служебного единоборства России».
Доклад Крамышева Александра Сергеевича - президента ОФСОО "Союз Киокушин Каратэ России", председатель президиума Ассоциативного Сообщества "Альянс Общероссийских организаций "Открытый Киокушин", Мастер боевых искусств (черный пояс, 5 дан),Чемпион Европы по киокушин каратэ, Россия.
КАРАТЭ КИОКУШИН КАК ИНСТРУМЕНТ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ И СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Аннотация. Статья о роли наставника и государства в развитии страны. Рассмотрены возможности спортивных организаций для построения спортивно-патриотической работы с молодежью сегодня. О каратэ киокушин как уникальном инструменте воспитания, посредством «вмонтированных» в систему подготовки философии, этикете, воинских принципов.
Актуальность. Нынешняя Россия нуждается в трансформации, которую по силам свершить лишь при наличии большого энтузиазма и патриотизма. Для запуска необходимы ключевые шаги со стороны государства. А именно, общество должно увидеть направление объединяющего всех движения, ясные и понятные цели и какие по их достижении будут результаты для каждого человека и страны в целом, а также как они будут связаны с благополучием людей. Только тогда мы получим и подъем, и воодушевление. Рассматриваемое здесь спортивно-патриотическое воспитание лишь часть воспитания. Общественные объединения, обладающие потенциалом – важнейшие участники процесса. Без воодушевления, нравственного воспитания, обогащения знаниями, дисциплины жизни, рассчитывать на глобальные изменения в стране бессмысленно.
Киокушин каратэ, которым в мире, по разным оценкам, занимается от 10 до 12 млн. чел., базируются на философии воинских искусств. Стержнем философии выступает готовность к подвигу (поступку), при этом регламентируют поведение бойца следование 12-ти основным принципам Кодекса Воина и этикет.
В России этот стиль каратэ популярен, имеет высокие результаты на международной арене и плотный календарь физкультурно-спортивных и спортивных мероприятий в регионах. По объединенным данным «Альянс Открытый Киокушин» (включает 9-ть общероссийских организаций - проводят более 150 мероприятий ежегодно) и «Ассоциация Киокусинкай России» » (включает 5-ть общероссийских организаций), Киокушин каратэ объединяет 146 тыс. занимающихся из 14-ти общероссийских общественных организаций, каждая из которых является представительством отдельной международной организации каратэ.
Основными субъектами, развивающими киокушин каратэ, являются финансируемые государством спортивные школы, а также досуговые центры и секции, ведущие деятельность в качестве дополнительных платных услуг общеобразовательных школ - с одной стороны и, как правило, находящиеся на самофинансировании, общероссийские общественные организации, их региональные и местные отделения - с другой стороны.
Фундаментом спортивно-патриотического воспитания, условия развития которого рассматриваются, вместе с формированием мировоззрения и дисциплиной жизни, выступает воспитание нравственное. «Каждая сила духовная, создавшаяся внутри одного человека, невидимо влечет к себе и подвигает силы всего нравственного мира» - русский философ И.В. Киреевский.
Центры внешкольной работы, спортивно-досуговые учреждения на сегодняшний день, в части целеполагания качественно не решают как вопросы спортивной подготовки, так и воспитания, поскольку ни то, ни другое не определено целями и задачами учреждений, не позволяя нам всерьез остановиться и на вопросах спортивно-патриотического воспитания в их деятельности в частности.
Следует обратить внимание, что в подходе спортивных школ к взращиванию чемпионов, воспитание чаще уступает место "натаскиванию" [формированию навыков] и решению узко спортивных задач. Это не удивительно, поскольку доминантой деятельности является «результат в кратчайшие сроки». Критерии и оценки воспитательной работы в системе отсутствуют, что скорее разумно, чем нет, поскольку велика вероятность формального подхода. Кроме того, для решения задач воспитания имеет значение уровень развития самого наставника.
«Сегодня, много лет спустя, когда я вижу того или иного заслуженного тренера в окружении юных учеников и молодых людей, я меньше думаю о плеяде подготовленных ими спортсменов, а больше – о том хорошем, что они дали как воспитатели» - Н.Г. Озолин (Профессор, доктор педагогических наук, заслуженный тренер СССР).
Роль общественных объединений, рассматривающих боевые искусства как инструмент воспитания, особенно значима. Часть организаций действительно старается и приурочивает к историческим датам названия своих турниров, участвует в демонстрациях, возложениях цветов, однако без системной педагогической, воспитательной работы этого все же недостаточно. Возможность воспитывать, следуя идее совершенствования, имеют лишь организации, твердо определившие приоритеты - именно там возникает фундамент к взращиванию учителей и передаче знаний. Основатель каратэ киокушин Ояма Масутацу, так определил его основу: - «Истинная цель искусства каратэ киокушинкай, состоит не в победе или поражении, а становление характера личности человека».
В качестве примера уместно привести опыт ОФСОО «Союз Киокушин Каратэ России» (далее – СККР или Союз) - организации десятилетия 2010-2020 гг. в сфере Киокушин Каратэ (провела в Москве Чемпионаты Европы - 2015,2016 гг., Кубок Мира - 2019, с участием 35 стран). Союз остается сторонником концепции «Воспитание через обучение» великого педагога В.А. Сухомлинского. Спортивный результат здесь ценят, поскольку есть высокие достижения, однако главными остаются, определенные философией каратэ, идеи самопознания и самосовершенствования, тождественные идеям познания мира и преобразования мира и основой для патриотизма являются знания. Что отражено как в Манифесте СККР, так и в реальных делах.
Результаты семинаров, бесед, обсуждений на Всероссийских Школах СККР для молодежи 14-15 лет, 16-18 лет и наставников 2013-2022 гг. на темы: «Кумиры. Читаем, слушаем, смотрим» – 2022г., «Человек успешный - человек достойный!?» – 2020 г., «Поступок и общество» - 2019 г., и мн. другие.. ежегодно становятся новой пищей для воспитательной работы с молодежью в СККР. Корректируется минимальный перечень литературы и названия фильмов, которые учитывая возрастные особенности, важно прочесть, обсудить в клубах, темы и события к которым приурочить массовые мероприятия. Существенным является и то, что система воспитания, вместе с этикетом и философией киокушин каратэ, уже встроены в систему подготовки и взаимоотношений внутри организации. И все же важнейшим в СККР остается развитие самого учителя. Для того, чтобы провести полезную для воспитанников беседу, разбирая те или иные ситуации, поступки, говорить о совести, границах добра и зла, мало учитывать возрастные особенности, требуется достаточный уровень развития, а это огромный труд познания, вряд ли даже сравнимый с освоением новой профессии. Именно поэтому сильные учителя возникают не сразу. Для их формирования, опытные наставники на Всероссийских школах, передают молодым инструкторам, знания, подходы и способы, позволяющие гармонично совмещать спортивные показатели и важнейшую миссию воспитания, а также умения преодолевать имеющееся сопротивление общества потребления, строившегося последние годы, создавая новую реальность.
Федеральное профильное ведомство вполне может сыграть важную роль в развитии спортивно-патриотического воспитания. Для начала Минспорта полезно упразднить, как сдерживающее развитие массовости, постановление касающиеся ограничения доступа к проведению мероприятий по видам соревновательной деятельности (не являющихся видами спорта), на спортивных объектах государственных учреждений спорта. В разделы Единого Календарного Плана (далее-ЕКП), касающиеся проведения физкультурно-массовых и общественно значимых мероприятий, должны повсеместно получить доступ мероприятия, не только организаций аккредитованных по видам спорта (для них в ЕКП есть конкретно спортивный раздел), но, прежде всего, объединений отвечающих за развитие видов соревновательной деятельности. Это очень скромный, но важный минимум, который в том числе, поспособствует и росту массовости занимающихся физической культурой и спортом в России, и создаст новые возможности для самореализации граждан.
В завершении констатируем, что в условиях отсутствия национальной духоподъемной идеи развития страны, совсем не удивительно отсутствие воспитания и в системе Образования, также как и наличие «примитивного ЕГЭ» - Единого Государственного Экзамена и «полезных» укрупнений, оптимизаций, а апогеем выступает труд педагога, превращенный в Услугу. Во многих других сферах ситуация выглядит идентично. На Российском Телевидении, и в СМИ в целом, речь идет не об учителях и врачах, не о людях труда, открытий, творчества, не о результатах труда и стране нуждающейся в них для взятия новых рубежей. В таких условиях, при существующих ограничениях, для проявления патриотизма нет ширины, более того, он может быть расценен совершенно иначе, прямо противоположно.
И в тоже время, человек, мировоззрение которого формируется в ключе понимания социальной справедливостии стремлении понимать и менять мир к лучшему, в том числе и готовности к самопожертвованию, не даст использовать себя для дел недостойных, он руководствуется не только законом, но ценностями, высшими идеалами, пониманием границ добра и зла.
Спортивно-патриотическое воспитание - один из многих инструментов для развития страны и общества, но учитывая, что любовь к спорту и физическое культуре в России явление массовое, важность этого направления становится переоценить все сложнее.
«Конечно, тренер должен вести учеников к высотам спортивного мастерства, физического совершенствования и здоровья. Но как важно не упустить из виду первейшую задачу – задачу воспитания человека» - Н.Г. Озолин (Профессор, доктор педагогических наук, заслуженный тренер СССР).